для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

(профиль «Физическая культура», профиль «Безопасность жизнедеятельности», профиль «Биология» и «География»),

 для направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

(профиль «Дошкольное образование», профиль «Начальное образование»)


1. ОБЛАСТЬ, ОБЪЕКТЫ, ВИД (ВИДЫ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Область профессиональной деятельности – образование, социальная сфера, культура.

 

Объекты профессиональной деятельности – обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

 

Вид (виды) профессиональной деятельности – педагогическая.

 

Перечень профессиональных задач, решение которых предусматривается в процессе преподавания дисциплины:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

- обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;

- формирование образовательной среды для обеспечения качества образования.

 

 

2. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель освоения дисциплины – с точки зрения деятельности преподавателя – создание условий для становления в процессе изучения педагогики гуманистически ориентированного субъекта педагогического процесса, умеющего самостоятельно формировать обобщенное индивидуализированное (личное) педагогическое знание и компетентно творчески применять его сообразно ситуации предметной деятельности и общения с воспитанником (учеником); с точки зрения студента – овладение развивающимся личностным системным педагогическим знанием как средством осмысления и компетентного решения с позиций гуманизма разнообразных практических педагогических проблем (задач).

 

 

3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Педагогика» относится к дисциплинам базовойчасти Блока 1 Дисциплины (модули) (Б1.Б.15).

Дисциплина «Педагогика» опирается на содержание дисциплины «Психология» (Б1.Б.14).

Содержание дисциплины «Педагогика» выступает опорой для освоения содержания дисциплин «Теория и методика воспитания и обучения в области дошкольного образования», «Теория и методика детской изобразительной деятельности детей», «Теория и методика развития речи детей», «Теория и методика математического развития детей» и т.п., для прохождения практик Блока Б2, для выполнения выпускной квалификационной работы.

 


 

4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы

 

Код компетенции

Наименование

компетенции

Структурные элементы компетенции

 

Результаты обучения по дисциплине

ОПК-1

готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

З1(ОПК-2): историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

З2(ОПК-2): приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, ФГОС общего образования

З3(ОПК-2): о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

З4(ОПК-2): педагогические закономерности организации образовательного процесса

знать:

-основные педагогические категории и понятия;

- цели и задачи педагогической

деятельности;

-теоретические основы и перспективы развития содержания образования;

- историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, ФГОС общего образования;

- о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;

- педагогические закономерности организации образовательного процесса;

ОПК-2

способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

З5(ОПК-2): современные дидактические концепции и модели обучения

З6(ОПК-2): особенности построения педагогического процесса на различных стадиях детства

знать:

- основные методы и технологии обучения;

-современные дидактические концепции и модели обучения;

- содержание, формы и методы организации воспитательного процесса;

- технологии конструирования воспитательного процесса;

- особенности построения педагогического процесса на различных стадиях детства;

У6(ОПК-2): ставить и реализовать педагогические цели и задачи; выстраивать логику образовательного процесса

уметь:

- оперировать педагогическими понятиями;

- выстраивать логику образовательного процесса;

- анализировать современные дидактические концепции;

- выбирать средства и методы обучения;

- обосновывать методы воспитания, формы организации процесса воспитания;

- ставить и реализовать педагогические цели и задачи;

- ставить и реализовать педагогические цели и задачи;

В3(ОПК-2): навыками организации и

осуществления педагогической

деятельности;

анализировать и объяснять процесс организации учебной деятельности

владеть:

- понятийным аппаратом педагогики для осуществления педагогической деятельности;

- навыками организации и

осуществления педагогической

деятельности;

- анализировать и объяснять процесс организации учебной деятельности;

- конструированием форм организации обучения;

- выдвигать возрастосообразные методы воспитания, формы воспитательного процесса;

- навыками выстраивать логику образовательного процесса;

ПК-2

способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

З1(ПК-2): методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения

З2(ПК-2): виды и приемы современных педагогических технологий

З3(ПК-2): современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

 

знать:

- методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения

- современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

-педагогический инструментарий (виды и приемы) современных педагогических технологий;

ПК-3

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

З1(ПК-3): основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (воспитательных технологий)

 

знать:

- основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (воспитательных технологий);

У2(ПК-3): находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

уметь:

- находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;

В1(ПК-3): навыками реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

В2(ПК-3):

навыками проектирования и реализации воспитательных программ

владеть:

-навыками реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

-навыками проектирования и реализации воспитательных программ;

ПК-5

способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся

З2(ПК-5):

сущность профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

знать:

-сущность профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

У1(ПК-5):

планировать процесс педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, подготовки к сознательному выбору профессии в процессе учебно-воспитательной работы

уметь:

- планировать процесс педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, подготовки к сознательному выбору профессии в процессе учебно-воспитательной работы;

В2(ПК-5):

навыками формирования у обучающихся гражданской позиции, формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

владеть:

-навыками формирования у обучающихся гражданской позиции, формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;

ПК-6

готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса

З1(ПК-6):

основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

знать:

- основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;

У1(ПК-6):

устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками

У3(ПК-6):

сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

У4(ПК-6):

создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

уметь:

- устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками;

- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

В1(ПК-6):

навыками использования конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка

владеть:

- навыками использования конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка

 

6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИН

 

очная форма обучения

 

п/п

Содержание разделов

Контактная работа

Сам. работа

Лекции

Семинары

Практ. занятия

1 семестр

Раздел 1. Общие основы педагогики. История педагогики и образования

 

 

 

 

1

Общая характеристика педагогической деятельности

2

-

-

2

2

Личность педагога

2

-

-

2

3

Предметно-проблемное поле современной педагогики

2

2

-

4

4

Личность как объект и субъект воспитания

2

-

-

4

5

Образование как общественное явление и педагогический процесс

2

2

-

4

6

Методология педагогики и методы педагогических исследований

2

2

-

6

7

Аксилогические основы педагогики

2

-

-

6

8

Развитие, социализация и воспитание личности

2

-

-

4

9

Целостный педагогический процесс

2

2

-

4

10

Образование в эпоху первобытности и древних цивилизаций

2

2

-

2

11

Воспитание и обучение в Западной Европе в  Средние века и в эпоху Возрождения

2

-

-

2

12

Зарубежные педагогические системы XVII-XIX вв.

2

-

-

2

13

Воспитание и образование в Русском государстве в VI-XVII вв.

2

2

-

2

14

Образование в XVIII веке  в России

2

2

-

2

15

Педагогика в России в ХIХ в.

2

2

-

2

16

Зарубежная реформаторская педагогика конца ХIХ – начала ХХ в.

2

-

-

2

17

Образование и педагогическая мысль в России и СССР в ХХ в.

2

2

-

2

18

Тенденции развития образования в современном мире

2

-

-

2

 

 

36

18

-

54

 

6.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Общие основы педагогики.

 

Тема 1. Общая характеристика педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности, направленной на передачу новому поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека  и общества.

Своеобразие педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания, обучения и развития как личности. Структура педагогической деятельности. Содержание педагогической деятельности. Проявление особенностей педагогической деятельности в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и его взаимодействии с обучаемыми. Педагог как субъект педагогической деятельности. Обучаемый как объект педагогического воздействия и одновременно субъект познания и самовоспитания. Педагог и обучаемый как субъекты совместной деятельности. Преподавание как вид педагогической деятельности. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности.

 

Тема 2. Личность педагога.

Личность. Личность педагога. Профессиональные требования к личности педагога. Развитие личности педагога в системе педагогического образования. Идеал, личностный идеал, педагогический идеал. Индивидуально-психологические особенности личности педагога и индивидуальный стиль педагогической деятельности. Общая и профессиональная культура педагога. Основные компоненты педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностно-творческий.

Профессионально значимые личностные качества педагога: направленность, компетентность, способности. Профессиональная направленность личности педагога, отражение в ней ценностных характеристик педагогической деятельности, её гуманистической природы. Педагогическое призвание. Профессиональное саморазвитие личности педагога. Понятие о профессиональной компетентности педагога профессионального образования. Структура профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Педагогические способности. Организаторские и коммуникативные способности педагога. Творческие способности. Педагогическое творчество как процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях. Развитие педагогических способностей. Профессиональное саморазвитие педагогических способностей.

 

Тема 3. Предметно-проблемное поле современной педагогики.

Становление научной педагогики. Объект (явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивидума в процессе целенаправленной деятельности общества), предмет (сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс). Процесс педагогический  - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.  Функции педагогики: общетеоретическая (описание педагогических фактов, явлений, процессов, объяснение законов и условий протекания педагогических процессов); прогностическая функция (предвидение развития педагогической реальности); преобразовательная функция (усовершенствование педагогической практики, разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами). Система педагогических наук (общие основы педагогики, теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами). Возрастная педагогика (преддошкольная, дошкольная, педагогика школы, педагогика высшей школы, андрогогика). Связь педагогики с другими науками: с философией, социологией, экономикой,  возрастной физиологией, психологическими науками. 

 

Тема 4. Личность как объект и субъект воспитания.

Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. Человек, личность, индивид, индивидуальность. педагогические понятия: развитие, формирование. Тенденции соотношения биологического и социального в  развитии человека и формировании его личности . Биологические концепции. Социологические концепции. Биосоциальная концепция. Социализация. Движущие силы и основные закономерности развития личности. Внутренние и внешние противоречия. Общие и индивидуальные противоречия. Закономерности развития личности (детерминированность, активность, ведущая деятельность, многофакторность). Внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование личности. Внутренние – собственная активность личности. Внешние факторы – макро-мезо -и микро –среда, природная среда социальная среда, воспитание. 

 

Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Образование как базовая категория педагогики. Образование как педагогическая категория  обладает рядом свойств: целенаправленность, функциональность, системность. Генезис образования как социокультурного явления. Содержание педагогической деятельности, ее функции: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая. Образование как процесс. Компоненты образования как процесса: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, коммуникативный, контрольно-оценочный, аналитический. Современные проблемы образования и пути их разрешения. Основные проблемы: гуманизация и гуманитаризация образования, стратегическое развитие системы образования, эффективность процесса образования, оценка качества результатов образования. Компетентность. Виды компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере социально-трудовой деятельности, в бытовой сфере, в сфере досугов.

 

Тема 6. Методология педагогики и методы педагогических исследований.

Понятие методологии. Методология педагогической науки – учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности. методы педагогического исследования. Методика исследования. Уровни методологических предписаний: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровень. Эмпирические методы педагогического исследования: методы сбора и накопления данных, контроля и измерения, внедрения результатов в педагогическую практику, изучение документов, шкалирование, наблюдение, независимое обобщение, интервьюирование, исследовательская беседа или опрос, тестирование, анкетировани6, педагогический эксперимент. Типы и последовательность педагогического исследования. Педагогические исследования: фундаментальные, прикладные, разработка. Этапы педагогического исследования: выявление противоречий, проблемы, формулировка понятийного аппарата, выбор методологии и построение гипотезы, экспериментальная проверка гипотезы, обобщение, интерпретация, оценка достоверности.

 

Тема 7. Аксиологические основы педагогики.

Обоснование гуманистической методологии педагогики. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Смысл аксиологического подхода. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей. Индивидуально-личностная система педагогических ценностей, самодостаточные ценности. Ценности-средства. Ценности-отношения Ценности-качества. Ценности-знания. Образование как общечеловеческая ценность.

 

Тема 8. Развитие, социализация и воспитание личности.

Развитие личности как педагогическая проблема, сущность социализации и ее стадии. Стадии социализации: дотрудовая, трудовая, послетрудовая. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. Факторы социализации и формирования личности и самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

 

Тема 9. Целостный педагогический процесс.

Сущность целостного педагогического процесса (сознательная материализация людьми всеобщей и абстрактной категории воспитания как общественного явления). Он одновременно отражает идею всеобщности воспитания и реально, в разнообразных действующих моделях, соответствующих субъективно понимаемым людьми конкретно-историческим обстоятельствам, воплощает, конкретизирует ее в различных типах и организационных . структурах воспитания и образования. В самом общем виде структура целостного педагогического процесса включает в себя следующие логически связанные компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, связка «педагог — дети», содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения, диагностика, критерии эффективности.

Целостность, как существенное свойство, качество той или иной педагогической системы, способствующая осуществлению внешних и внутренних целей педагогической деятельности, а потому сама представляющая собой цель педагогического творчества, возникает в результате достижения по крайней мере двух системообразующих моментов. Во-первых, целостность реально возникает тогда, когда она образуется в педагогическом процессе благодаря взаимодействию в нем всех основных, основополагающих и развивающих видов деятельности: учебной, трудовой, творческой, физкультурной, бытовой. Во-вторых, возникают основания говорить о целостности педагогического процесса, когда в нем одновременно решаются воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

В целостном педагогическом процессе его составляют: основы наук или, что не одно и то же, образовательные стандарты; обществоведческие знания; интеллектуальные, трудовые и иные умения и навыки; разнообразные виды значимой познавательной и иной деятельности; феномены мировой художественной и массовой культуры, отобранные передачи средств массовой информации; культурологические, в том числе религиоведческие знания; непосредственное участие в различных видах труда, в спортивных, общественно-политических и развлекательных мероприятиях.

Критерии эффективности целостного педагогического процесса: степень воспитанности (развитости личности и ответственности) ребенка;  степень его обученности (владении жизненно необходимой общей и специальной суммой знаний, умений и навыков); степень развитости индивида, особенно мобильности его психических процессов и индивидуально-личностных качеств (интеллектуального уровня: мышления, ощущения, восприятия, воображения, чувства, воли, языка).

 

Тема 10. Образование в эпоху первобытности и древних цивилизаций.

Зарождение образования как особой человеческой деятельности. Семейно-сословное образование. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока: «Дома табличек» в Месопотамии (Междуречье); школы писцов в Египте; образование в Древней Индии; образование в Древнем Китае. Античная педагогика и школа Средиземноморья: обучение и воспитание в Древней Греции; образование в Древнем Риме; возникновение христианского воспитания и обучения. Обучение и воспитание восточных славян: родоплеменные и семейные представления об образовании; образование до принятия христианства.

 

 

 

 

Тема 11. Воспитание и обучение в Западной Европе в  Средние века и в эпоху Возрождения.

Школа и педагогика в Средние века. Влияние Реформации на образование. Педагогика эпохи Возрождения. Особенности образования в монастырях. Воспитание и школа в Византии. Педагогические идеи Мишеля Монтеня. «Дом радости»  Витторино да Фельтре. Педагогические идеи Франсуа Рабле. Гуманизм Эразма Роттердамского. Педагогические идеи Мартина Лютера.

 

Тема 12. Зарубежные педагогические системы XVII-XIX вв.

Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки. Педагогические взгляды Джона Локка. «Свободное воспитание» Ж.Ж. Руссо. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци.  Педагогическая система И.Ф. Гербарта. Педагогические идеи А.В. Дистервега.

 

Тема 13. Воспитание и образование в Русском государстве в VI-XVII вв.

Народная педагогика славян и ее значение в воспитании и обучении детей.Развитие педагогической мысли в памятниках древнерусской литературы («Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой»). Значение берестяных грамот для развития образования на Руси.Славяно-греко-латинская академия. Роль Великого Новгорода в истории отечественного образования. «Азбука» Ивана Фёдорова. Ремесленное ученичество Москвы XVII в. Горнозаводские школы Урала.

 

Тема 14. Образование в XVIII веке  в России.

Общая характеристика образования  в конце XVII века  в России. Прогрессивная деятельность и взгляды М.В.Ломоносова в области образования и просвещения.  Педагогические проекты И.И.Бецкого. Учитель народных учителей Ф.И.Янкович де Мириево. Педагогические взгляды Г.С. Сковороды. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Новикова. Выдающийся революционный просветитель А.Н. Радищев. Внутренний распорядок Московского университета в XVIII в. Компетенции обучающихся в трудах М.В. Ломоносова.

 

Тема 15. Педагогика в России в ХIХ в.

Общая характеристика ХIХ в.в России. Народная педагогика К.Д. Ушинского. Татевская школа С.А. Рачинского. Школа для крестьянских детей  Л.Н. Толстого. Педагогические идеи В.В. Водовозова. Развитие педагогической теории и практики в трудах Н.И. Пирогова. Педагогические сочинения Н.А. Добролюбова. Педагогическая и научно- методическая деятельность Н.А. Корфа. Теоретик и практик начального обучения Н.Ф. Бунаков. Смольный институт благородных девиц. Закрытые учебные заведения для дворянских детей. Мариинские женские училища (гимназии).

 

Тема 16. Зарубежная реформаторская педагогика конца ХIХ – начала ХХ в.

Появление реформаторской педагогики («новое воспитание»). Экспериментальная педагогика. Педагогика прагматизма.  Развитие гуманистических идей в педагогике конца  ХIХ в.– ХХ в.«Гуманное бунтарство» Януша Корчака.  «Мир детства» Марии Монтессори. Идеи свободного воспитания Эллен Кей. Педагогика действия Вильгельма Лая. Применение тестов в образовании (А. Бине, Г. Холл, Э. Торндайк, У. Килпатрик).  «Вальдорфская школа» Рудольфа Штайнера. Функциональная педагогика (Э. Клапаред, А. Ферьер, С. Френе). Идея трудового обучения и  воспитания (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер).

 

Тема 17. Образование и педагогическая мысль в России и СССР в ХХ в.

Советская школа и педагогика в 1917 – 1930 г.г.Педагогические идеи К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого и П.Ф. Каптерева. Теория воспитания А.С. Макаренко. Педагогическая культура учителя в трудах советских педагогов. Развитие советской школы в 1931-1945 г.г.  Педагогика периода Великой Отечественной войны. Развитие советской школы в 1946-1985 г.г.  Развитие образования в России в 1990-х г.г. Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского. Система образования в России в начале ХХI века.

 

Тема 18. Тенденции развития образования в современном мире.

Изменение требования общества к личностным качествам человека.  Провозглашение идей демократизации и гуманизации образования. Ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека.  Дифференциация обучения. Дистанционное образование. Медиаобразование. Формирование пространства Европейского Союза (единое исследовательское, образовательное и культурное пространство) (2001 г). Введение двухуровневой системы высшего образования: степени «бакалавр» и «магистр». Интеграция России в Болонский процесс. Принятие Министерством образования Российской Федерации решения о подготовке к развёртыванию Болонского процесса в России (2002-2003 гг.). Проблемы участия России в Болонском процессе. Проблемы совместимости нормативных систем.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

10.1. Основная учебная литература

1.                  Беленчук, Л. Н.История отечественной педагогики: учебное пособие / Л.Н. Беленчук.– М.: Институт эффективных технологий, 2013.-120 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232198

2.                  Голованова, Н. Ф. Педагогика : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. Ф. Голованова. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013

3.                  Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич .-М.: Юнити-Дана, 2015.-320 с.  //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117

4.                  Зеленская, Ю. Б. Инновационные педагогические технологии [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Ю.Б. Зеленская. -СПб.: ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015.- 45 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438777

5.                  История педагогики и образования : учеб. для бакалавров : рек. УМО вузов Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов пед. вузов / А. И. Пискунов [и др.] ; под общ. ред. А. И. Пискунова. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2013

6.                  Коротаева, Е. В.Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности[Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Коротаева. -М., Берлин: Директ-Медиа, 2014.-229 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275106

7.                  Педагогика [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред.А.П. Тряпицыной. – СПБ.: Питер, 2013. - 304 с.

8.                  Пешкова,  В. Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие. Ч. 4. Теория обучения [Электронный ресурс] / Е.В. Пешкова.– М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.–232 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344725

9.                  Пешкова, В. Е.Педагогика [Электронный ресурс]: курс лекций: учебное пособие, Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / В.Е. Пешкова. - М., Берлин: Директ-Медиа, 2015.-69 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426678

10.              Подласый, И. П. Педагогика : в 2 т. : рекомендовано М-вом образования и науки Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов вузов / И. П. Подласый. - Москва :Юрайт, 2013

11.              Ситаров, В. А. Теория обучения. Теория и практика [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. для студентов вузов / В. А. Ситаров. - Москва :Юрайт, 2014

12.              Столяренко, А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2015.- 479 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823

13.              Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под общ.ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2013.

14.              Торосян,  В. Г. История педагогики и образования [Электронный ресурс]: учебник / В.Г. Торосян.- М.: Директ-Медиа, 2015.- 471 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363007

15.              Шмырёва, Н. А. Инновационные процессы в управлении педагогическими системами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.А. Шмырёва. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014.-108 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278517

 

10.2. Дополнительная учебная литература

1.                  Вергелес, Г. И.Дидактика [Текст] : допущено УМО в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 2006

2.                  Воронова, Е. А.Воспитательная работа в современной школе. Советы опытного педагога / Е. А. Воронова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009

3.                  Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие / И. А. Колесникова [и др.] ; под ред.: В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007, 2008

4.                  Джуринский, А. Н.История педагогики и образования : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2011, 2012

5.                  Джуринский, А. Н.Педагогика в многонациональном мире : рек. УМО по образованию в качестве учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Джуринский. - Москва : ВЛАДОС, 2010

6.                  Загвязинский, В. И.Педагогика : учеб. для студентов высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова ; под ред. В. И. Загвязинского. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012

7.                  История педагогики и образования : рек. УМО по образованию в качестве учеб. пособия для студентов вузов / под ред. З. И. Васильева. - 4-е изд., испр. - Москва : Академия, 2008

8.                  История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования / авт., ред. З. И. Васильева [и др.]. - 6-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2011

9.                  Капранова, В. А. История педагогики в лицах [Текст]: учеб. пособие: рекомендовано в качестве учеб. пособия студентам вузов / В. А. Капранова. - Минск: Новое знание, 2013. - 175 с.

10.              Коджаспирова, Г. М. Педагогика : рек. УМО в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. - Москва :КноРус, 2010

11.              Кукушин, В. С.Дидактика (теория обучения) [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону :МарТ, 2003.

12.              Педагогика : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для вузов / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - Москва : Проспект, 2012

13.              Педагогика : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / ред. П. И. Пидкасистый. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2011

14.              Педагогика : допущено М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. - Москва : Педагогическое общество России, 2005

15.              Педагогика : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л. С. Подымова [и др.] ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёниной ; Москов. пед. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2012

16.              Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2012

17.              Попов, В. А.История педагогики и образования: рек. УМО по образованию в качестве учеб. пособия для студентов вузов / В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Академия, 2010

18.              Ситаров, В. А.Дидактика [Текст] : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2004, 2008.

19.              Сластенин, В. А.Педагогика : учебник  / авт., ред. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 10-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2011

 

 

11. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БАЗ ДАННЫХ

 

11.1. Ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет

1.                  Завуч.Инфо [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.zavuch.ru 

2.                  Занков.Ру: Система развивающего обучения [Электронный ресурс].– Режим доступа:  http://zankov.ru 

3.                  Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommunarstvo.ru

4.                  Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа:  http://минобрнауки.рф

5.                  Педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://paidagogos.com 

6.                  Педсовет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org 

7.                  Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://si-sv.com 

8.                  Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://pedsovet.su 

9.                  Учительский портал [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.uchportal.ru 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Перечень профессиональных задач, решение которых предусматривается в процессе преподавания дисциплины:

- развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего, служащего и специалиста среднего звена,

- диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Цель освоения дисциплины –подготовка в области психологических знаний, позволяющих выпускнику успешно работать в области профессионального образования, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями.


Дисциплина «Молекулярная биология» относится к дисциплинам базовой части блока 1 Дисциплины (модули) (Б1.В.ОД. 15).

Дисциплина «Молекулярная биология» (Б1.В.ОД. 15)  опирается на знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения дисциплин «Общая химия» (Б1.В.ОД.1), «Биологическая химия» (Б1.В.ОД.13), «Органическая химия» (Б1.В.ОД.25).

Содержание дисциплины «Молекулярная биология» (Б1.В.ОД. 15)   выступает опорой для освоения содержания дисциплин «Органический синтез» (Б1.В.ОД.32), «Основы биотехнологии» (Б1.В.ОД.19), «Генетика» (Б1.В.ОД.14), для прохождения практик Блока Б2.

Цель освоения дисциплины сформировать у студентов знания  о содержании, теоретических и практических задачах молекулярной биологии как науки об особенностях строения и свойств молекул, обеспечивающих существование биологической формы движения материи; ее месте и роли в комплексе наук, составляющих современную физико-химическую биологию (биофизика, биохимия, молекулярная биология, биоорганическая химия).

Лекции - 22

Семинары - 32

Форма отчётности - экзамен (8 семестр)

Перечень профессиональных задач, решение которых предусматривается в процессе преподавания дисциплины:

-изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности.

Цель освоения дисциплины – развитие личности студента, ознакомление студентов с системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и психологических ситуаций.

 

Дисциплина «История» относится к дисциплинам базовой части Блока 1 Дисциплины (модули) (Б1.Б.1).

Для освоения дисциплины «История» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения истории в общеобразовательной школе.

Содержание дисциплины «История» выступает опорой для формирования общепрофессиональных компетенций.

Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации, сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России, введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Количество часов: всего - 72/2, лекции - 18, семинары - 18, самостоятельная работа - 36, форма отчетности - зачет.

Дисциплина «Программное обеспечение современных персональных компьютеров» относится к дисциплинам базовой части Блока 1 Дисциплины (модули) ( Б1.Б.12).

Для освоения дисциплины «Программное обеспечение современных персональных компьютеров» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Цель освоения дисциплины – формирование умений и навыков в использовании программного обеспечения и программных средств современных профессиональных компьютеров в педагогической деятельности.

Количество часов:

Практические занятия - 36 ч.

Форма отчетности - зачет

Иностранный язык для неязыковых специальностей